Воздайте почести драконам
В поступках, мыслях и словах!
Их мужество легло заслоном
На смертных Перна рубежах -
Там где решает взмах крыла,
Жить миру - иль сгореть дотла.
В поступках, мыслях и словах!
Их мужество легло заслоном
На смертных Перна рубежах -
Там где решает взмах крыла,
Жить миру - иль сгореть дотла.
Энн Маккефри. Пернский цикл
Сидя дома в соплях, с температурой и раскалывающейся от боли головой, решила вдруг вспомнить старых друзей, которые когда-то в юности так запали в душу, что не стерлись из памяти и по сей день. Да, я о знаменитых драконах Перна Энн Маккефри. И мой выбор оказался удачным. Нет, сейчас, по прошествии стольких лет, эти истории уже не производят такого впечатления, как в юности, но читаются с не меньшим интересом. Вот вам и отличие мастера от авторов-однодневок. И отдельная моя благодарность переводчикам М. Нахмансон и Т. Сайнеру, переводы которых выходили в издательстве "Северо-запад", - они не только сумели передать дух и атмосферу историй Маккефри, но и проработали ее мир, сводя и поясняя все нестыковки и ляпы, которых в цикле получилось немало. Они достаточно мелкие, чтобы не портить основу, но довольно досадные с точки зрения целостного восприятия мира. И, к слову, это как раз тот случай, когда читать нужно не в хронологическом порядке, а скорее в порядке выхода книг. А истории, написанные в соавторстве с Тоддом Маккефри или даже полностью его авторства сильно уступают основным историям и могут восприниматься скорее как несущие дополнительную информацию о мире. За одно я очень благодарна дополнительным книгам - за историю о дельфинах Перна, некогда привезенных первыми колонистами, а потом забытых их потомками на долгие столетия. При всех художественных недостатках этих историй, умные и веселые дельфины Перна любимы мной не меньше драконов и файров Итак, я читаю в том порядке, в каком удобнее мне, он только частично совпадает с рекомендациями самой Маккефри.
Порядок, рекомендованный авторомПолет Дракона
Странствия Дракона
Арфистка Менолли (Песни Перна, Певица Перна, Барабаны Перна)
Белый Дракон
+ Древний Перн (Морита — повелительница драконов, История Нерилки)
+ Заря Драконов
Отщепенцы Перна
Все вейры Перна
+ Хроники Перна: Первое падение («Отчет об исследовании: P.E.R.N.», «Колокол Дельфинов», «Брод Рэда Ханрахана», «Второй Вейр», «Спасательная экспедиция»)
+ Дельфины Перна
+ Глаз Дракона
+ Мастер арфистов Перна
+ рассказы: «Младший претендент», «Девушка, которая слышала драконов», «Скороходы Перна», «Неразлучная пара», «По ту сторону Промежутка»
Небеса Перна
+ Драконий родич
+ Кровь Драконов
и т.д.
Первая трилогия основного цикла "Полет дракона", "Странствия дракона" и "Белый дракон" - самая простенькая с точки зрения языка, стилистики и сюжета, но и самая очаровывающая и увлекательная во всем цикле. Пусть герои в ней недостаточно детально прорисованы и мир только начинает вырисовываться вокруг, но здесь есть благородство, мужество, дружба, верность и стойкость - все, чем славится приключенческая литература, и плюс к тому - невероятные драконы, с рождения устанавливающие ментальную связь с партнером-человеком, настолько глубокую, что ее даже сравнить не с чем. И вот эти отношения челок-дракон пленяют настолько, что не замечаешь, как втягиваешься. Автору (и переводчикам) удалось создать мир, если так можно выразиться, повседеневно-фэнтезийный. Это не эпопея, это реальная жизнь целого мира, с их ежедневными проблемами, радостями и бедами. Да, вот такой вот им мир достался, периодически требующий самопожертвования. Не ожидали такого первые колонисты, но сумели выжить и приспособиться, хотя их далекие потомки об этом уже и не помнят. Но об этом позже...
Вторая трилогия "Арфистка Менолли" ("Песни Перна", "Певица Перна", "Барабаны Перна") хронологически пересекается с событиями "Белого дракона", только здесь события происходят совсем в другой части планеты - холде Полукруглом, где растет девочка по имени Менолли, обладающая незаурядным даром музыканта и композитора. Но родители запрещают ей заниматься музыкой, потому что за прошедшие столетия политический и социальный уклад постепенно адаптировался к местным условиям и, наконец, приобрел некие феодальные формы, загнавшие женщин, за исключением всадниц, в жесткие рамки. После множества приключений Менолли удается не только добраться до цеха арфистов (совершенно уникального профессионального союза, сложившегося в этом мире), но и запечатлеть 9 файров - огненных ящерок, из которых некогда были выведены драконы и которые на северном континенте давно уже стали легендой. Лично я обожаю и файров, да и нет таких, кто бы их не полюбил - даже склочные и суровые лорды меняются, обзаводясь такими питомцами Эта трилогия написана уже более зрелым языком и характеры персонажей в ней прописаны достаточно ярко. Особенно хочется отметить главу цеха арфистов - мастера Робинтона, которому принадлежит немалая роль в судьбе всей планеты.
Дальше идет дилогия "Древний Перн" ("Морита - повелительница драконов", "История Нерилки"). Эти две истории лично мне менее интересны, но они позволяют протянуть еще несколько ниточек, связывающих воедино канву всего Пернского цикла. События в этих книгах происходят задолго до событий основного цикла и даже задолго до того времени, из которого Лесса привела пять вейров Древних (несмотря на то, что их в основном цикле тоже называют древними). Во времена всадницы Мориты и леди Нерилки еще сохранились летописи, повествующих о двух исходах - первом, приведшим людей на Перн, и втором с Южного континента, хотя уже и не все в них верят. А еще сохранились в памяти некоторых мастеров некоторые знания, оставшиеся с давних времени. Например, мастер цеха лекарей Капайм только благодаря своей памяти додумался создать сыворотку из крови выздоровевших и тем самым спасти хотя бы часть населения от эпидемии гриппа, выкосившей изрядную часть и всадников в том числе. История жизни и гибели золотой всадницы Мориты не поражает сейчас уже так, как в юности, но написана интересно, ярко и достаточно динамично. История Нерилки описывает те же события с другой точки зрения - не всадницы, а старшей дочери лорда, и только потому любопытна, хотя в целом довольно занудна. Но опять же, это вполне объясняется характером самой Нерилки, от первого лица которой ведется рассказ.
Предыстория.
"Заря драконов" - история высадки колонистов на планету и превращения их в "перинитов". Она рассказывает от тех, кто стоял у истоков человечества на планете, и просто невероятное ощущение испытываешь, когда в первый раз начинаешь знакомиться с теми, чьи имена носят уже знакомые места Перна - адмирал Бенден, губернатор Болл, геолог Телгар, капитан Тиллек и многие другие. Не обошлось и тут без подлости и коварства, но таков уж род человеческий. И всем будущим поколениям очень повезло, что в этой экспедиции оказалась старая дама-генетик Китти Пинг, прошедшая обучение методикам генной инженерии Эридани (судя по всему, некая другая цивилизация). Именно ей удалось заложить генетические изменения в огненных ящерок, ставших родоначальниками рода драконов Перна. И как раз в этой книге впервые появляются дельфины. По идее, "Заря драконов" относится к серии "Предыстория", и во времена моего знакомства с книгой вся эта серия состояла из одной этой книги. Но сейчас она пополнилась другими книгами, в частности написанными в соавторстве, так что я решила почитать и их, хотя по художественной ценности они и уступают основному циклу.
"Хроники Перна: первое Падение" - действительно хроники, объединяющие несколько повестей, хотя у меня почему-то сложилось ощущение, что там не только про первое Падение. Книга добавляет несколько штрихов к истории освоения планеты. Первая часть - описание высадки разведчиков на планету, на основании данных которых она и была признана к заселению, о сколько разных стечений обстоятеств приводят к полученным итогам. Вторая часть - про моих обожаемых дельфинов, которые помогали людям эвакуироваться с южного материка после извержения вулкана. Жаль, что их было мало. Третья часть - про основание второго холда-поселения Руат, которое создал отец первой всадницы золотой королевы Рэд Ханрахан. Я помню его по "Заре драконов", но до сих пор не знала, что это он основал Руат! Четвертая часть - про создание вейра Бенден, когда первый Предводитель, Шон Коннел, наконец, разрешил всадникам отправиться в самостоятельную жизнь Судя по характеру Предводителя первого вейра, неудивительно, что все Древние столь вспыльчивы и высокомерны, хотя и преданы интересам драконов и вейров. Он сумел организовать отпор Нитям, изучая стратегию космических боев с Нахи, но не завидую я тем, кому приходилось ежедневно терпеть его характер. Да, и я испытала когнитивный диссонанс, когда оказалось, что зеленые из-за беременности летают с крылом золотых Ведь в основном цикле четко сказано, что зеленые бесплодны, потому что жуют огненный камень. Потом все же выяснилось, что беременны всадницы. Но если вспомнить, в каком шоке была Миррим, когда ее выбрала зеленая Пата, получается, что к моменту событий основного цикла все уже забыли, что зеленых могут запечатлеть женщины, и пришлось всадникам зеленых драконов расширять свою ориентацию во время брачных полетов своих драконов, ибо таков закон - выбирает дракон И пятая часть - спасательная экспедиция, которая, оказывается, прибыла на планету, получив сигнал бедствия, отправленный в "Заре драконов" истеричным биологом Тэдом Туберманом вопреки решению руководства колонии. Они прибыли на Перн как раз после окончания первого Падения, то есть примерно через 50 лет, но обнаружили только чертова Стива Киммера, который остался с семейством Кенджо в их пещере на южном континенте. Этот придурок заверил их, что остальные погибли, так что планета была отмечена как непригодная для жизни, а все перинити получили возможность развиваться сами по себе без внешнего воздействия.
"Глаз дракона" - 258-й год со дня высадки на планете, то есть вот-вот начнется второе Прохождение нитей. Постепенно вырисовываются черты той общественной структуры, которая предстает перед читателем в основной части цикла. Еще худо-бедно пашут последние компьютеры и солнечные батареи, хотя уже и дышат на ладан, потому что возможности починки исчерпаны. Еще сохранились скутеры, но энергии для них нет. Уже складывается сама по себе система обучения подмастерьев, хотя цехов пока нет. Еще нет арфистов, пока есть только центральный Колледж учителей и лекарей. Но и ректор Колледжа, и лорд старейшего холда Форт уже приходят к мысли о том, что необходимо отказаться от большей части истории Земли и преподавать в первую очередь собственно перинитскую историю, закладывая с детства знания, необходимые для выживания в периоды Прохождения. А еще найти новые способы сохранения и передачи знаний, ибо они теряются со страшной силой - и уже появляются первые учебные баллады. В политической жизни тоже уже наблюдаются четкие черты феодализма, проявляющиеся у лордов-холдеров. Они не верят в приход нитей, не желают считаться с другими лордами и Хартией и обращаются со своими арендаторами как с рабами. Одной из сюжетных линий является низложение зарвавшегося лорда Битры. (Хотя мне вот до сих пор непонятно, кто умудрился назвать холд в честь этой гадины Эврил Битры из первых поселенцев ) Попутно выясняется, что преступность на Перне все таки присутствует, хотя в большинстве книг об этом и не упоминается. Оказывается, за убийство наказывают ссылкой на острова южного архипелага, и туда уже было отправлено n-ое количество людей. Здесь же еще собирают девушек для зеленых драконов, однако холдеры все больше стараются выдавать дочерей замуж, укрепляя связи с соседями, к тому же в народе распространяются слухи о распущенных нравах в вейрах. При этом здесь незаметно акцентируется внимание на том, что зеленые даже среди мальчиков выбирают тех, кто имеет склонность к к своему полу. Как я понимаю, автор все еще пытается скорректировать этот перекос, возникший на тему зеленых с первых книг, когда она явно не предполагала еще, что все это выльется в такую эпопею. Единственным минусом этой книги является линия отношений двух всадников - синего и зеленого, а точнее бесконечные истерики синего П'теро, который вляпывается в неприятности, а потом истерит на тему, что друг его не любит
Продолжение основного цикла.
"Отщепенцы Перна" - хронологически повторяет первые шесть книг основного цикла, но речь здесь идет совсем не о всадниках. Разные люди, по разным причинам оставшиеся без крова во время Прохождения, находят себе приют, где могут. Торик, желая увидеть новые места, уходит из дома и оказывается на южном материке, лелея честолюбивые замыслы присвоить его себе. Столяр из Руата, вынужденный спасаться от Фэкса, скрывается в пещерах Айгена, а его дочь, юная Арамина руатанской крови, обладает даром слышать драконов. Гирон, потерявший дракона всадник, как и многие другие бездомные, становится подельником леди Теллы, сбежавшей от нежеланного замужества и организовавшей банду. Бедняга лорд Ларад Телгарский, младшая сестра из-за своего поганого характера угробила двух золотых королев - собственную и еще одну, старшая стала предводительницей бандитов. Сложно, конечно, упрекнуть Теллу в нежелании выходить замуж по указке брата, но ее жестокость, алчность и честолюбие привели ее к закономерному финалу. Хотя крови она успела попортить немало всем - и всадникам, и холдерам, и брату, и главное Арамине и ее мужу Джейду. История отщепенцев мне ужасно не нравилась в давние времена, зато вторая часть книги, действие в которой происходит на южном материке, любима мной с тех давних пор. В юности я, конечно, больше сопереживала приключениям, выпавшим на долю Арамины и Джейда, и радовалась за них в итоге, но главное было неизменным и тогда - эта книга стала прелюдией к самой любимой моей части, в которой современные периниты, наконец, отыскали компьютерную систему своих предков и начали знакомиться с их историей. Но об этом как раз следующая книга.
"Все вейры Перна" - заключительная книга основного цикла, в котором сводятся воедино все ниточки, разбросанные по остальным романам. Да, автор изрядно подыграла своим героям, позволив им найти компьютерный интеллект, который почти два тысячелетия работал над программой окончательного уничтожения Нитей. И да, тут множество фантастических допущений - столько всего сохранилось за 2000 лет, а драконы помимо способности унести столько, сколько они верят, что могут унести, еще и продемонстрировали способность 15 минут обходиться без дыхания в космическом пространстве. И несмотря на все это финал всей эпопеи получился достойный и трогательный. И главными героями этой книги все же стали люди. И знакомые, и незнакомые - лорды, всадники, мастера, ученики - практические все население планеты. Некоторые, как кузней Фандарел, оказались готовы сразу поверить и жадно ухватились за новые знания, другие, такие как старые лорды, закосневшие в своих традициях, из страха перемен пытались всячески вредить и противодействовать, не гнушаясь даже похищением главного арфиста. Но главную роль, пожалуй, здесь получили лорд-всадник Джексом и его белый дракон. За ними по-прежнему любопытно наблюдать. И вишенка на торте, надо признать, - присущие Энн Маккефри юмор и самоирония. Вообще-то этой книгой надо бы и заканчивать чтение цикла, только я-то вряд ли удержусь, как минимум, от книги про дельфинов
"Дельфины Перна" - да, жаль, что эта книга по уровню сильно уступает изданным ранее. Сюжет местами зависает, местами даже проваливается, над переводом особо не заморачивались, а местами он и вовсе корявый. И все же дельфины... Дельфины, сохранившие свои традиции, речь и память о договоре с людьми. И люди, которые наконец вспомнили о своих водных друзьях. Правда, немного нашлось таких, кто вообще поверил в разумность "рыб", особенно по сравнению с драконами. Но юный Райдис, сын Арамины и Джейда, и бронзовый всадник Т'лион не сдались. Арамина здесь превратилась в упертую, злобную стерву И сама когда-то предпочла сбежать от своего дара, и сына пыталась насильно отвернуть. Ну и несносный Торик превратился из честолюбимого упрямца в потенциального диктатора всея южного материка Но дельфины - это чудо, только из-за них и читала.
Преамбула к основному циклу
"Мастер-арфист" - предыстория основного цикла, рассказанная от имени Робинтона. Фактически история его жизни на фоне происходящих на Перне событий. И так необычно, когда начинаешь встречать знакомые имена - вот мальчишка, ставший другом Робу, - будущий бронзовый всадник Ф'лон, отец Ф'лара и Ф'нора (господи, и почему американцы так любят везде совать апострофы?!), Лайтол, пока еще Л'тол, всадник коричневого Ларта, Манора, малышка Лесса, будущие лорды, а пока еще дети и подростки. Взрослел Роб и менялся вокруг него мир. Приходили и уходили люди, и близкие, и чужие, но Робинтон стал тем, кем он стал - неотъемлемой частью истории своего мира. И финальная сцена убийства Фэкса в Руате, только на сей раз глазами Робинтона, который, оказывается, переодетый тоже там был, закольцовывает весь цикл, мысленно возвращая читателя к тому, с чего всё когда-то началось.
Рассказы.
Рассказы ничем особо не примечательны, они просто добавляют маленькие эпизодики с героями, уже знакомыми по циклу - запечатление Голанта Фелессаном, Хита - Киваном и эпизод спасения Арамины с семейством драконами. Немного особняком стоит рассказ про то, как Морита, попав в Промежуток с Холтой, не сразу ушла дальше, куда уходят все, а пыталась дождаться Лери и Орлиты, возвращаясь в последний пункт в виде призрака. Не уверена, что это вообще имеет смысл. Единственное, что может представлять реальный интерес - повесть про скороходов, о которых практически не рассказывается в остальных книгах. А это была разветвленная почтовая сеть Перна со своими трассами, станциями и традициями. Правда, тут дело портит перевод, а точнее то, как переводчик повести переиначил всю терминологию, уже принятую в цикле. Такое впечатление, что он поставил себе цель переиначить все основные термины, превратив всадников в погонщиков драконов, лорда-владетеля в старосту, а падения нитей в нитепады. Расхождения в более поздних переводах с первоначальными уже встречались, но касались в основном имен. Больше всех досталось несчастному лорду Гроху, которого как только не называли - и Грожем, и Грогхом, и еще бог знает кем
"Небеса Перна"
Оставшаяся "Предыстория", на этот раз авторства Тодда Маккефри
"Драконий родич"
"Драконье пламя"
"Кровь драконов"
"Арфист драконов"